Беспилотник ГАЗель NEXT
«Группа ГАЗ», «Газпром нефть» и НГТУ им. Р.Е. Алексеева осуществляют профессиональную эксплуатацию беспилотника «ГАЗель NEXT» на дорогах одного из самых крупных нефтяных месторождений России — Южно-Приобском.
Электромобиль стал полноценным звеном транспортной сети предприятия. Благодаря этому беспилотному автомобилю можно перевозить производственные грузы, контролируя движение с помощью специального приложения. Схема выглядит следующим образом: логистический центр запрашивает машину — и удаленный оператор направляет беспилотник в точки загрузки и выгрузки по одному из заданных маршрутов.
Итоги заездов показали, что беспилотный электромобиль способен адекватно реагировать на все дорожные ситуации и отрабатывать ежедневную полную водительскую смену без затруднений. Технические характеристики «ГАЗель NEXT» и настройка ПО делают возможным ее круглосуточную, безостановочную эксплуатацию. При дальних поездках или в случае активного использования электромобиля, он может нуждаться лишь в подзарядке аккумуляторных батарей, обеспечивающих запас хода до 120 км.
Реализацией проекта со стороны «Газпром нефти» занимался «Газпромнефть-Снабжение» — один из крупнейших логистических операторов топливно-энергетического комплекса, а также «Газпромнефть-Хантос», развивающий Южно-Приобское месторождение. Создание беспилотного транспорта в Югре стало одним из основных направлений в сотрудничестве «Газпром нефти» с Правительством ХМАО — Югры. Использование беспилотных транспортных средств является одним из ключевых процессов в инновационном развитии компаний.
«Группа ГАЗ» совместно с НГТУ им. Р.Е. Алексеева создала такие алгоритмы и системы, которые позволяют автомобилю передвигаться по различным видам дорожного покрытия безопасно, а также определять полосу движения на участках с отсутствием дорожной разметки, в том числе в типичных зимних условиях, характерных для северных широт России. Функциональность и правильность таких решений была проверена на полигонах и внутризаводских маршрутах Горьковского автозавода, где беспилотник успешно прошел все испытания. Команда молодых ученых НГТУ совместно с инженерами «Группы ГАЗ» принимает непосредственное участие в сопровождении и поддержке испытаний.
Сергей Дмитриев, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева:
— За последние несколько лет наш университет и ГАЗ реализовали новую модель взаимодействия вузов с предприятиями, предполагающую тесную работу не только в области подготовки кадров — что было и остается ключевым направлением нашего сотрудничества, но также в сфере перспективных разработок в области систем помощи водителю и «умных» автомобилей. Для НГТУ это означает устойчивое развитие как в сфере образования, так и в области прикладных НИОКР. Успешный опыт нашего сотрудничества, наработанные собственные уникальные IT-компетенции позволили нам создать инновационное транспортное решение, направленное на повышение эффективности перевозок.
Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ»:
— Опытная эксплуатация беспилотной «ГАЗели» в реальных промышленных условиях — важный этап в нашей многолетней работе по созданию автономных транспортных средств. Дальше интенсивность этой работы будет только нарастать. Наш следующий шаг — создание совместно с партнерами стандартных, коммерчески эффективных решений по внедрению беспилотного транспорта в логистические цепочки промышленных предприятий и складского хозяйства. Это позволит компаниям снизить расходы, оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок. Другое важное направление нашей работы — применение накопленного опыта для внедрения систем помощи водителю на грузовиках и автобусах, серийно выпускаемых «Группой ГАЗ». Для нас очень важно, что эта работа ведется совместно с нашим опорным вузом — НГТУ имени Алексеева, который всегда был и остается кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра «Группы ГАЗ» в создании перспективных разработок.
Дмитрий Потапов, генеральный директор «Газпромнефть-Снабжения»:
— В апреле мы с коллегами из «Группы ГАЗ» проводили масштабные испытания беспилотной «ГАЗели» и тестировали этот автомобиль для решения типовых транспортных задач. Теперь мы отрабатываем конкретные гипотезы: осуществляем проверку взаимодействия автомобиля со складом. Когда мы получим достаточно информации, сможем доработать технологию и начать полноценное внедрение беспилотных автомобилей в свои логистические процессы. Мы очень высоко оцениваем потенциал проекта и уже сегодня можем утверждать, что масштабирование этого решения позволит нам сократить себестоимость перевозок и существенно увеличить скорость доставки грузов.