Нормы «Евро-6» и российские мотостроители
Вступление в силу экологических норм «Евро-6» предвещают в 2020-2023 годах. Российские заводы, в том числе ЯМЗ, активно готовятся к этому уже давно.
В 2016 году Ярославский моторный завод, входящий в «Группу ГАЗ», объявил, что планирует проработать и выпустить новые двигатели. В 2019 году ЯМЗ подготовил для «Евро-6» моторы ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 и их газовые аналоги, а в 2020 году разработал многообещающие тяжелые двигатели ЯМЗ-770, отличающиеся широкой возможностью применяемости в составе тяжелой транспортной, строительной, карьерной техники, а также тракторов, дизель-генераторных установок и специализированных изделий.
Первым, еще в 2018 году, появился тяжелый рядный мотор ЯМЗ-780: он разрабатывался по заказу Министерства обороны. ЯМЗ сумели развить его до 750 «лошадей». Рабочий объем семейства 770/780 — 12,4 л, мощность в гражданском варианте — от 370 до 550 «лошадей», объем инвестиций — три миллиарда рублей. При этом мотор ЯМЗ оказался гораздо легче импортных аналогов.
Рядные ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 были разработаны при содействии австрийской компании AVL. Их выпуск начался 7 лет назад, инвестиции составили более 10 миллиардов рублей, объем производства достигал 50 тысяч моторов ежегодно.
Новые модели ЯМЗ-530 — газовые. Они работают на сжатом газе-метане. В создание этих двигателей вложено полмиллиарда рублей, а главное их отличие от битопливных, газодизельных агрегатов заключается в способности не терять ни одной лошадиной силы при переводе на газ. Изначально двигатели данной серии практически полностью состояли из зарубежных деталей, однако степень локализации серии постоянно растет. Согласно данным, в 2018 году мотор уже на 80% состоял из компонентов отечественного производства.
Таким образом, если раньше блоки цилиндров поступали из Германии, то сегодня ГАЗ отливает их самостоятельно, а распредвал производит соседний с ЯМЗ завод ЯЗДА. Помимо этого, в 2016 году заводы подготовили к выпуску высокоточный топливный насос высокого давления: впервые в России он выдал 2000 бар вместо 1000-1500.
В том же корпусе, где делают ЯМЗ-530, по контракту собирают двигатели Daimler OM 646 для малотоннажников Mercedes Sprinter газовского производства. И эти моторы не просто собирают — для них в России производят три основных компонента: головку блока, блок цилиндров и распредвал. Причем эти компоненты отправляются и в Германию, в качестве запчастей.
Бесспорно, использования импортных деталей не избежать полностью. Однако удалось локализовать даже турбокомпрессоры: раньше их делал немецкий производитель «Schwitzer», сегодня — российская «Турботехника». Выпуск поршней освоили в Костроме. При этом ярославцы уверяют, что по многим параметрам наши компоненты лучше импортных.